Афиша: Сюзанна Шпан: «Удобно любить Россию, сидя в кресле в Германии!»

Сюзанна Шпан (Susanne Spahn) – доктор философских наук и независимый историк Восточной Европы, политолог и журналист. Проживает в Берлине. После изучения восточноевропейской истории, славистики и политологии в университетах Санкт-Петербурга и Кёльна в 2011 году ей была присуждена учёная степень доктора (magna cum laude).

Реклама

Диссертация Сюзанны Шпан была посвящена теме «Государственная независимость – конец восточнославянского сообщества? Внешняя политика России по отношению к Украине и Беларуси с 1991 года» была опубликована в 2011 году в Гамбурге. Шпан проходила волонтёрскую службу при «Süddeutsche Zeitung», публиковалась в 2010–2011 годах из Москвы для «Die Welt», «Deutsche Welle», «Zeit online», «Magazin Außenwirtschaft» и других изданий. Она пишет научные анализы и проводит исследования для журналов и политических фондов. Её исследование про образ Украины в Германии и роль в этом российских массмедиа было опубликовано в 2016 году издательством «Verlag Dr. Kovač». С июня 2017 года сотрудничает с «Institute of Strategic Dialogue» и c «London School of Economics and Political Science».

Сегодня госпожа Шпан отвечает на вопросы нашего корреспондента.

– Уважаемая Сюзанна, Ваше исследование посвящено влиянию российских СМИ на немецкое общество. Насколько немецким гражданам интересна и вообще нужна «альтернативная», а на самом деле – кремлёвская интерпретация текущих событий? Есть ли вообще спрос на «продукцию» подобного рода? Она пользуется популярностью?

– Я проводила исследование на эту тему и, конечно, воздействие российских СМИ на немецких читателей есть. Что касается популярности, то пока можно говорить лишь о средней популярности. Я всегда смотрю на количество пользователей в фейсбуке, потому что они стали скрывать число пользователей на своих сайтах. У «RT Deutsch» («Russia Today» на немецком языке. Прим. автора) получается около 370 000 пользователей фейсбука, а у «Sputnik-News» –около 200 000 пользователей. Компания «RT Deutsch» тут неплохо освоила немецкий медиарынок, «Sputnik-News» немного отстаёт, но у них читателей намного меньше, чем у «Немецкой волны». Они с удовольствием сравнивают себя с «Немецкой волной», хотя по сравнению с ней они, конечно, отстают, но постепенно набирают силу.

– Но сравнение с «Немецкой волной» очень некорректно: это старейшая радиостанция, которой больше 50-ти лет.

– Да, но я хочу сказать, что стратегия российских СМИ в Германии заключается в том, чтобы изображать из себя независимые источники, которые, якобы, представляют альтернативную точку зрения. В этом заключается весь смысл передач «RT Deutsch»: там говорят, что они показывают ту правду, которую немецкие СМИ скрывают. У них – такой подход, и я должна сказать, что это – достаточно ловкий и удачный приём, потому что много пользователей и читателей действительно попадаются на эту удочку и думают, что это – независимый источник информации, и они могут получить альтернативную точку зрения, хотя это совершенно не так. Понятно, что российские государственные СМИ на 100% финансируются государством, а что касается «альтернативной» точки зрения, то этого тоже нет, потому что понятно, что они представляют официальную линию российского государства, и там не представлена позиция той же российской оппозиции и другие мнения. Есть такой подход – изображать из себя независимое СМИ, и мне кажется, что много немцев и пользователей в Германии «клюют» на это, верят подобным источникам информации. Я сужу об этом по мнению людей, которые мне рассказывали, что смотрели эти передачи. Они действительно убеждены в том, что получают альтернативную точку зрения и верят в то, что наш мейнстрим подкуплен. Такие настроения в немецком обществе есть – некая усталость от наших СМИ, а российские медиа очень ловко подхватывают такие настроения усталости нашего населения от наших же СМИ, и это всё «подпитывается», так что ими выбрана удачная стратегия!

– Москва постоянно вмешивается в выборы различных стран. Самые яркие примеры – США и Франция, где Кремль абсолютно открыто поддерживал кандидатуры Дональда Трампа и Мари Ле Пен. Но это же коснулось и выборов в Бундестаг осенью прошлого года, когда Кремль поддерживал партию «Альтернатива для Германии» и принимал её бывшую руководительницу Фрауке Петри на государственном уровне – в Госдуме. Как Вы считаете, цель руководства России была достигнута?

– Вообще-то у них это получилось, и была чётко поставлена цель – поддерживать партию «Альтернатива для Германии» и не только её, а ещё и партию «левых». Я могу это сказать, так как участвовала в научном проекте Лондонского университета («London School of Economics and Political Science». Прим. автора), и мы как раз исследовали этот вопрос – вмешательство России в немецкие выборы. Там, помимо нашего анализа по материалам «RT Deutsch» и «Sputnik-News», был ещё компьютерный анализ, и он тоже чётко показал, что большое количество времени они уделяли «Альтернативе для Германии» и партии «левых» в плане позитивного освещения. С другой стороны, было очень резко-отрицательное освещение кандидатуры канцлера Меркель. Она сделалась врагом №1, и против неё организовали достаточно грязную кампанию, и за этим тоже было интересно наблюдать, потому что данный поток информации шёл именно из Москвы. Всё началось с известной передачи Дмитрия Киселёва «Вести недели», где он заявил, что, якобы, «Меркель вышла из моды», и этому была посвящена программа. Там приводились чисто субъективные аргументы, что у Ангелы Меркель старомодная причёска и плохие костюмы, что она старенькая и т.д. Но ещё приводился такой, тоже чисто субъективный, «аргумент»: её упрекали в том, что она придерживается фашистских идей, что ей близки мысли о завоевании пространства на Востоке Европы. В программе Киселёва буквально говорилось о том, что Германия хочет «проглотить» Украину. Это был сильный упрёк нам, и можно было наблюдать за тем, как эти «аргументы» (причёска вышла из моды и фашистские наклонности) подхватили российские СМИ в Германии – «RT Deutsch» и «Sputnik-News», поэтому они давали репортажи и материалы в подобном духе, что например, демонстранты приветствовали Меркель возгласами «Хайль Гитлер!». Было очень много несерьёзных репортажей, когда её упрекали в том, что она замешана в каких-то заговорах, так что против немецкого канцлера велась грязная кампания. Мы это определили в компьютерном анализе, где записывали позитивное и негативное освещение предвыборной кампании, и врагом №1, как я уже сказала, стала Ангела Меркель. С другой стороны, самые положительные моменты были связаны с «Альтернативой для Германии» и партией «левых». Это – всё, что касается компаний «RT Deutsch» и «Sputnik-News».

– Какие ещё методы использует российская пропаганда, чтобы усилить свои позиции за рубежом?

– Помимо этого велась очень обширная кампания в Интернете: разные группы в популярных социальных сетях – «Вконтакте», «Одноклассники» и т.д. Для этого использовались русскоязычные сайты, чтобы поддерживать партию «Альтернатива для Германии», а также российское ТВ, которое тоже освещало предвыборную кампанию в ФРГ. Там также показывали рекламу в пользу «АдГ» на русском языке, так что можно чётко увидеть, что это был расчёт на немецкую русскоязычную аудиторию, например, на читателей вашего сайта. Понятно, что ещё есть известная «фабрика троллей» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и «твиттерная фабрика» в Нижнем Новгороде. Они в массовом порядке выпускали твиттеры в пользу «АдГ», так что кроме «RT Deutsch» и «Sputnik-News» велась обширная кампания в Интернете. Делалась ставка на «АдГ», и, как мы видим, она стала третьей по величине партией в Германии! Но был опрос университетов Дуйсбурга и Кёльна на тему: за кого голосовали русскоязычные граждане ФРГ, но результаты этого опроса стали сюрпризом: «АдГ» была на третьем месте – 15%, второе место заняла партия «левых» – они получили 21%, но на первом месте была партия ХДС, получившая 27%.

– Есть ещё одна тема, которую я бы хотел затронуть в нашей беседе. Речь идёт о поддержке Путина в Германии среди эмигрантов из бывшего СССР. Результаты последних президентских выборов в РФ показали, что соотечественники, проживающие за пределами России, в частности, в Германии в большинстве голосовали за Путина. Но тут возникает вполне закономерный вопрос: Если вы выбираете Путина, то почему не возвращаетесь на Родину? Нет ли тут парадокса и противоречия?

– В общем, вы сами на это намекнули: тут есть противоречие, а что касается поддержки Путина, то это тоже было показано в этом опросе университетов Дуйсбурга и Кёльна, где среди прочих задавался вопрос: «Как вы относитесь к аннексии Крыма?». 60% респондентов ответили, что поддерживают аннексию Крыма, и в этом же опросе выяснилось, что Путин популярнее Ангелы Меркель. Этот опрос подтвердил то, что Вы говорили, и, конечно, есть такое противоречие, когда люди ценят преимущества жизни в Германии – в правовом государстве, где полиция не останавливает людей, чтобы получить взятки, поэтому такие преимущества пользуются спросом. Известно, что российская элита отправляет своих детей на учёбу в Лондон или в Берлин и в другие западные столицы. Удобно любить Россию, сидя в кресле в Германии!

– Русскоязычная диаспора Германии разнородна, а вследствие украинских событий вообще раскололась на две части: одна заняла пророссийскую сторону, а вторая – проукраинскую. Интересно, что и русскоязычная пресса также расколота по украинскому вопросу. Вас это удивляет?

– Да, мы уже об этом говорили, что здесь есть некое противоречие, и хотелось бы, чтобы русскоязычное население Германии больше поддерживало демократические идеи, чем аннексию Крыма. Я думаю, что главная задача – в том, чтобы давать русскоязычным читателям и медиапользователям альтернативные точки зрения. Я думаю, что и ваш сайт придерживается такой политики. Есть «Немецкая волна», «Би-Би-Си», которые на русском языке освещают разные события в мире, но влияние российских СМИ и особенно государственного телевидения, которое смотрят в Германии, очень велико, поэтому это – проблема. В 2016 году Фондом Бориса Немцова был проведён опрос, 40% респондентов которого заявили о том, что российское ТВ является достоверным источником информации, а среди постоянных пользователей российского телевидения цифра достигла отметки в 60%. Российское ТВ передаёт авторитарную точку зрения, которая напрямую противоречит демократическим идеям, например, аннексии Крыма. Вы сами знаете, что таким образом распространяется патриотизм, и люди, конечно, «подпитываются» такой пропагандой. Это очень сомнительное влияние.

– Есть ли какой-либо механизм воздействия на российскую власть со стороны западного сообщества, кроме санкций?

– Да, я понимаю Ваш вопрос. Я считаю, что важно ответить на пропаганду не контрпропагандой, потому что это означало бы борьбу такими же методами и инструментами. Нужно, чтобы было больше выбора, особенно – на русском языке. Есть «Немецкая волна», «Би-Би-Си» на русском языке, но мне кажется, что нужно ещё больше изданий хорошего качества, чтобы русскоязычные люди могли получать лучшую и надёжную информацию. Что касается самих российских СМИ, то мы видим, что у прибалтийских стран есть более жёсткий подход: иногда они даже отключают российское ТВ или запрещают российским журналистам работать на своей территории. Но я думаю, что Германия и немецкое правительство не будут так поступать, потому что у нас есть свобода слова и свобода прессы, и пока российские СМИ не будут нарушать конституцию и не станут призывать к какому-то восстанию, то они по-прежнему будут работать. У нас – устоявшаяся демократия, но очень важно – просвещать людей и распространять информацию о том, как работают российские СМИ, как они манипулируют фактами. Как я уже говорила, многие люди попадаются на эту удочку, и этому служит и моя публикация «Российские медиа в Германии – независимая журналистика или политический инструмент?», которая как раз и рассчитана на русскоязычную аудиторию. Я надеюсь, что и среди ваших читателей эта работа тоже будет пользоваться спросом!

– Большое Вам спасибо за это интересное интервью!

И Вам спасибо за интерес к моей работе!

Это также будет Вам интересно:

Сюзанна Шпан: «Удобно любить Россию, сидя в кресле в Германии!» обновлено: 5 августа, 2023 автором: Евгений Кудряц
Нажмите, чтобы поделиться новостью
Мы не несем ответственность за содержание публикаций колумнистов. Редакция может быть не согласна с мнением автора. Все материалы сохраняют авторский стиль, орфографию и пунктуацию.
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.

  • Можно всю жизнь учиться, но менталитет ни "выучить", ни приобрести нельзя. Отсюда и представление о реальности другое. Это факт.

    29.06.2018 в 19:53
  • У моих соседей американцев, во дворе реет американский флаг, они ездят на американских машинах и о, Боже, у них гимн США каждое утро звучит. Ну ка, накатайте говностатью, как удобно любить США, живя в Мюнхене

    29.06.2018 в 19:56
    • накатают, дескать американские НАЦЫСТЫ, блабла. Не, ну ведь стоит НЕМЦУ да в ГЕРМАНИИ вывесить (или приклеить на машину) НЕМЕЦКИЙ флаг -- кранты, НАЦИ В ГОРОДЕ! Хавайся бля!

      29.06.2018 в 23:33
  • Полный бред и никакого понимания ни России, ни русскоязычных Людей, живущих в Германии! За что только человек получил звание, наверное, тоже за пропаганду! Такие только усиливают непонимания между Германией и Россией!!! В основном, простые немцы выступают за хорошие отношения с Россией!

    29.06.2018 в 20:10
    • Простые немцы выступают за хорошие отношения с Россией, но когда они приезжают в Россию, они в свой адрес слышет - Гитлер капут и подобное.

      30.06.2018 в 06:11
  • Давно я такую ересь не читала.У бабенки наверное личная жизнь не удалась😂😂😂😂

    29.06.2018 в 20:16
  • А турки,которые устроили светопреставление в Дюйсбюрге,потому что Эрдоган выиграл выборы?Про правовое государство и независимые немецкие сми особенно насмешило,когда они распространяют фэйки каких-то украинских твиттеров про убиенных собак или когда называют чеченцев русскими в своих лживых статьях.Особенно недавно в Tagesschau опять был маразм очередного ведущего,который рассказывал про Zwangsarbeiter из Северной Кореи,которые строили стадионы.Вы думаете немцы дураки и не видят эту пропаганду и ложь?

    29.06.2018 в 20:22
  • Вот как назвать таких людей ,да чтоб без мата и по назначению ,,Дёргалка унитазная!!!,,

    29.06.2018 в 20:38
  • Бедолага фрау Шпан! Это ж надо былр так нарваться на такого "журналиста"! Который половину интервью переврет, половину - неправильно переведет, все вместе преподаст так, что будет звучать абсолютно неубедительно и детским лепетом. Небось точно рассчитал - жителям этой страницы и так сойдёт, они ж разбираться не будут, сразу рогами упрутся и станут вопить "вывсеврети"

    29.06.2018 в 20:43
    • Госпожа Шпан владеет русским языком, поэтому давала интервью на русском...

      29.06.2018 в 21:17
    • У вас выходный на ваших украинских,полных ненависти страницах,где вы обсираете и проклинаете русский народ,прикрываясь борьбой против клятого Путина?Кстати журналюга этот ваш харьковский,так что нечего сетовать тут,коли яица мешают.Хотя у вас клоун и диверсант Бабченко тоже журналист😂😂😂

      29.06.2018 в 21:27
    • Evelin Edelstein, ооо, как подгорело! Значит, прямо в точку попала)))
      Монитор не прожгите, отплевываясь ядом, драгоценнейшая вы наша

      29.06.2018 в 22:02
    • Дамочка плюетесь пока только вы.Поверьте мне Вы пишите свои опусы,потому что такие как вы и остальные Ины Лесниковы,Комаровы и Григоренко не имеете никакого значения.Строчите дамочка,вам разрешено,вы понимаете.Только в штанишки от страха не наложите😂😂😂😂

      29.06.2018 в 22:17
    • Evelin Edelstein, ах, какой слог!
      Сразу, прям издалека, видно интеллигента русского происхождения, по запаху. Продолжайте, продолжайте...

      29.06.2018 в 22:22
    • Зачем мне продолжать?Мы вас всех давно знаем Алла.Так что живите.Я великодушно дарую вам жизнь.Вот такие мы вот русские,а вы на немецкий или на суржик переходите,который украинским называется.Да кстати уберите эту жуткую фотографию,вы в жизни симпатичнее.

      29.06.2018 в 22:24
    • Evelin Edelstein, ой, я уже испугалась! Вся дрожу прям. Ее(или ее) высочество расейский бот меня узнал(профиль открытый, посты не скрываю, но это так, пустяки)
      Зато сколько пафосу - Господин назначил меня главной женой!!!

      29.06.2018 в 22:32
    • Российских ботов боятся не стоит,а реальных людей живущих в Германии,которых не знаете вы,но которые знают вас,стоит.Я надеюсь вы сможете сегодня уснуть.Я надеюсь вам евреи,убитые бандеровцами в Бабьем Яру ночью не снятся?

      29.06.2018 в 22:36
    • Evelin Edelstein, ох и дура же😆😆😆
      Не боишься, что заскриню и заявлю про угрозы? Заскринила уже, кстати, я коллекционирую таких хабалок.
      А прецеденты уже есть, когда за угрозы попадают под суд. Поройся на моей странице, раз ты уж там пасешься
      Бай-бай, болезная. Пусть тебе ВВХ верхом на стерхе приснится
      ЗЫ:Мне нечего бояться тех, кто покоится в Бабьем яру - они меня не обидят. Родную правнучку-то. А вот насчет тебя - не ручаюсь

      29.06.2018 в 22:46
    • Скринь убогая.Реально насмешила.За что я так люблю укропатриотов,что они действительно думают,что они своими скринами могут что-то добиться и абсолютно не знают систему правосудия в Германии.Малохольная,чтобы дойти до суда или вообще до полиции,надо чтобы был состав преступления и он был доказан.В полиции лежат тысячи необработанных дел с Rohheitsdelikten.У них нет времени на истеричных баб с климаксом.Не учи ученого.Возьми и почитай специальную литературу и не позорься в интернете.А твои предки проклинают тебя,потому что ты предала их память и поддерживаешь бандеровцев.Жду повестки в суд😂😂😂😂

      29.06.2018 в 22:55
    • Evelin Edelstein а иди-ка ты, откуда вылезла, в жопу, тоисть в бан. Там тебе и бровки подрихтуют, и реснички повыдергают. Ишь ты, о предательстве заговорила, сучка крашеная. Как же вы все, ссученые, на расстоянии-то родину любите, аж кюшать не можете. Только обратно чет не едете, срете вместо этого на то место, что вас приютило
      Брысь, убогая, в сортир, там вам с вашим главстерхом и место

      29.06.2018 в 23:03
    • Evelin Edelstein, ага, как обычно, анальная фиксация. Какие же вы все тупые и одинаковые

      29.06.2018 в 23:48
    • О борцы с режимом подтянулись на подмогу.Теток с климаксом можно только пожалеть.Неудачная личная жизнь принуждает строчить редкостную чушь в интернете.Выздоравливайте!Хотя укро-кастрюльная смерть мозга не лечится.Тут поможет только лоботомия.

      29.06.2018 в 23:54
  • Полная фигня. Можно путина не любить. Я не люблю. Но эта хрень про Россию... какой то сон влажный подростка лет 14 ти. Поэтому, запад проиграет. Жаль. И - учите арабский, немцы и все остальные французы...

    29.06.2018 в 21:04
    • не удивительно. эта бульварщина из отряда меркельской пропагандической банды.

      29.06.2018 в 23:41
  • Можно подумать, что немецкие сми такие белые и пушистые и не пытаются воздействовать на русскую аудиторию, участвуя ежедневно в зомбировании людей. Только негатив о России и суперпозитив о Германии. Свое г ... малиной пахнет?

    29.06.2018 в 21:38
    • именно ТАК. Немецкие СМИ под диктатурой Меркель пытаются зомбировать людей. Но последнее время им это хреново удаётся. Скорее наоборот, настраивают против Властьимущей куропатки. 🙂

      29.06.2018 в 23:43
    • Руссофобы те, кто поддерживает агрессивную, коррумпированную пропутинскую власть. Они не желают России добра, такие как вы , помогаете разрушать Россию!

      01.07.2018 в 07:50
  • Почему автор статьи не отвечает? Это не нормально. Все издания несут ответственность за написаное, и отвечают на вопросы

    29.06.2018 в 21:51
  • Бред вшивой кобылы и ярой, больной русофобки.
    Соплячка, а хочет показаться знатоком политических событий в мире. Купленная англо-саксами кукла.

    30.06.2018 в 07:11
    • Да прям не ругают!!! Туркофилы 😆 и германию ругают и русских и немцев им все плохие только они хорошие. Бедные и несчастные . Им мешают на работе траву курить водку пить и в карты полдня играть.. и не надо рассказывать про непьющую нацию... видели.

      30.06.2018 в 14:26
    • Не спорю что есть и образованые ну хотя бы адекватные люди... но они есть в любой нации!!! А у тети ( про которую сия ересь написана ) в голове кисель и пока живешь в своей стране на теплом нагретом месте сидя... легко рассуждать про то как это любить родную страну далеко за ее пределами.

      30.06.2018 в 14:30
    • К сведению. Турки и арабов не любят. А с русскоязычным населением Германии, они проблем не имеют. По крайней мере у нас. Много друзей турков. Даже вместе против правых на разборки выходили. Когда они на турок наехали, они к нам за помощью обратились.

      30.06.2018 в 15:01
    • Среди турков есть не мало, которые пользуются Германией и при этом так же поддерживают агрессора Эрдогана, котор йне мало зло делает Германии

      01.07.2018 в 07:47
    • Совершенно верно, Сергей. Вам не приходило в голову, что определенная часть общественности русофобами считает товарищей из Вашей стаи... простите, точки зрения?

      01.07.2018 в 09:09
      • г-н Фельдман, советы от еврея по поводу русофобии я учту в последнюю очередь. Без обид.
        Давайте я вам про антисемитизм буду рассказывать? а?

        01.07.2018 в 16:15
  • Уважаемые дамы и господа! Я не хочу никого обидеть, но прошу вас ответить на вопрос: почему граждане, проживающие , ну, к примеру , в Германии( или Бельгии, Испании,Израиле, Эстонии, Швеции и многих других странах) обычно ругают власть, политику, социальное и пенсионное обеспечение той страны, в которой живут в последнее время(десятилетие), проживая в этих нехороших европейских странах,яростно защищают политику, в том числе и социальную на своей исторической родине(Россия,Казахстан, Украина,Молдова и т.д.) и не спешат вернуться из такой недружелюбной второй родины на свою историческую.Мой вопрос-это не троллинг, просто хочу понять, как обыватель-почему?

    01.07.2018 в 01:19
    • Потому что историческая родина у них другая, на букву И. Поэтому им что Германия, что Россия, что Швеция.

      02.07.2018 в 12:35
    • Уважаемая госпожа Шкоруба. Большую часть своей жизни, уже лет как 30, я, этническая немка, живу в Германии, но родилась в Казахстане. Надеюсь, вам не нужно разъяснять, каким образом немцы оказались в своё время на территории Казахстана, Киргизии, Сибири и др. отдалённых местах. И могу достаточно адекватно,видя ситуацию изнутри, оценить работу правительства своей страны. А свою страну я считаю своим домом вместе со всеми историческими, политическими и социальными проблемами и достижениями! Но если на определённом этапе у меня дома начинает твориться беспредел, то я не считаю возможным поддерживать такой беспредел только из любви к неадекватному правительству, разрушающему мой дом во имя непонятных ценностей и целей. Когда правительство перестаёт представлять интересы своего народа оно обязано, в идеале добровольно, идти вон и их место должны занять люди, представляющие интересы СВОЕЙ страны и СВОЕГО народа во имя сохранения государства! Высокопарно, но факт! И это касается любой страны и любого народа! Или вы,Марина, считаете, что если гражданин той или иной страны не согласен с нынешним правительством своей страны, то он её не любит и должен её покинуть? Если да, то ваша позиция и извращённая любовь к власти просто пугает! Вы считаете, что нужно быть тупой молчаливой овцой и наблюдать за развалом своей страны? Есть граждане Германии, которые просто уезжают, но это их личный выбор. За это их осуждать нельзя, все они свободные люди и имеют право свободного передвижения. А вот вмешательство любых ИНОСТРАНЦЕВ во внутреннюю политику того или иного государства считаю неприемлемым! Недовольные иностранцы(!), демонстрирующие беженцы(!) всегда имеют выбор добровольно покинуть страну временного пребывания и решать свои проблемы в своих странах и быть там довольными и счастливыми! Такие проблемы, как антисемитизм, украинофобия, русофобия, исламофобия и другие фобии решайте у себя дома,господа! Зачем немцам прыгающие с флагами на улицах недовольные сирийцы, чеченцы, украинцы или россияне? Выражайте недовольство дома у себя! Или такие, как, например, так называемый украинский журналист-политолог Кудряц, выходец из украины, с украинским гражданством, почему то решивший, что он на российских каналах, неся там несусветный бред, может представлять и позорить Германию(!?!), своими жалкими статейками пытается разжигать и там, где его в своё время приняли! Своё мнение о немцах т.н. журналист Кудряц, может запихать себе между ягодиц. Там ему место! И он это знает. Перепуганный Кудряц со страха даже с Youtube постирал все свои видео! Или сам Youtube его заблокировал!!!! К чему бы это? Жим жим? Разжигатели чувствуют конец шабаша!!!!!!!!!!!

      06.09.2018 в 13:14
  • Германии легко любить все пропутинское. пусть едут туда, в Россию. и оттуда путинский режим поддерживают. Просто стыдно за этих людей, которые поддерживают пропутинскую агрессию и убийство людей в Сирии, В Украине и не только.

    01.07.2018 в 07:44
    • O_o немецкие евреи топят за isis и ан нусру. Ну-ну... Думаю у вас еще будет шанс предоставить этим угнетаемым убежище в Германии )

      01.07.2018 в 16:18
    • А я горжусь этими людьми. И буду поддерживать Россию, так как она спасает мир от очередного неофашизма в лице США и ЕС.

      30.12.2018 в 08:55
  • Это Россия в Сирии войну развязала? Это Россия на Украине своих граждан артилерией расстреливает. Ты пропорошенковская совсем без мозгов? Хотя откуда они могут у вас? быть

    01.07.2018 в 08:51
      • Простите, но война в Сирии началась в 2011, а РФ вмешалась в нее в 2015 году. Вадик, вы не компетентны в этом вопросе! Одна русофобия вам здесь не поможет! Факты!!!

        01.07.2018 в 16:24
  • Фельдман. Ау. А Россия опять выиграла. Или тебя уже рвёт от злости? Оле оле оле. Ха ха ха

    01.07.2018 в 19:36
  • Ан Нусра и игил это террорестические группировки. Как для Израиля Хамас, а для Америки талибан. Америка в 2001 году разбомбила Афганистан. Израиль бомбит Сектор Газа. Всё одинаково.

    01.07.2018 в 19:52
  • Германия-это большая казарма. В ней порядок, чистота, обед по рассписанию и прочее. Кому-то нравиться тут, а кому-то нет. Вопрос в другом. Германия хочет сделать всю планету казармой. И в этом их судьба проблема. Своего сверхчеловека Заратустру они хотят поставить выше Бога. Но Бог не дает им это делать. Так будет и в следующий раз.

    30.12.2018 в 08:47
  • "Германский народ великий и генниальный, но это народ, который лишен всякого обояния". Николай Бердяев, урожденный города Обухов, Киевской губернии Российской Империи.

    30.12.2018 в 08:51
  • Бред полный, хорошо амерекозы поработали над немцами после второй мировой.нет своего мнения

    03.01.2019 в 14:28
  • Полный бред. Прозападная журналистика. Живя в Германии любить можно кого угодно, если мне нравится политика Трампа - это не значит что я должен переехать в США. VÖLLIGER UNSINN FRAU SPAHN. WIEVIEL EURO BEKAMMEN SIE FÜR DIESEN ARTIKEL?

    09.07.2019 в 11:12
  • Не живя в России, а порой и ни разу не побывав там русскоязычный "планктон" поддерживает и восхищается политикой и правительством.....не смешно ли?

    09.07.2019 в 12:32
  • Верно все говорит, не мешало бы любителей России туда и отправить, пожизненно.

    09.07.2019 в 14:22
  • Зря она так долго училась....Типичная русофобка, и диссертация на русофобском уровне...

    09.07.2019 в 14:37

Настоятельно рекомендуем вам придерживаться вежливой формы общения, избегать любого незаконного, угрожающего, оскорбительного, непристойного или грубого обращения к другим посетителям ресурса.

Последние новости