После продолжительной реставрации Берлинская государственная опера (Berliner Staatsoper) снова поднимает занавес в здании на столичном бульваре Унтер-ден-Линден.
Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin), театр Komische Oper и Staatsoper Berlin: даже для мегаполиса три финансируемых государством оперных театра – это довольно необычно.
В 2010 году Государственная опера на Унтер-ден-Линден была закрыта для капитального ремонта, длительность которого превысила предполагаемые сроки на целых четыре года. Большая часть спектаклей была перенесена на сцену театра Шиллера в Западном Берлине.
Теперь же, за столь долгое ожидание, почитатели оперного искусства будут вознаграждены потрясающей акустикой в отреставрированном здании.
По воле короля
Строительство первого здания началось в июле 1741 года по заказу большого любителя искусства Фридриха Великого. Основой стал проект хорошего друга короля Пруссии – архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа. Неоклассический театр, строившийся по образцу древнего храма, был частью масштабного ансамбля под названием «Forum Fredericianum»
7 декабря 1742 года спектакль Карла Генриха Грауна «Цезарь и Клеопатра» открывал первый сезон Придворной оперы, самого большого на тот момент оперного театра Европы, хотя и недостроенного.
Жертва пожаров
В 1843 году театр сгорел почти до основания и был восстановлен под руководством архитектора Карла Фердинанда Лангхансу. В 1941 году опера пострадала от бомбардировки и открылась заново в декабре 1942 года постановкой «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера. Во второй раз здание было разрушено в феврале 1945 года и полностью реконструировано лишь десять лет спустя.
Нацистские гонения
После захвата власти Адольфом Гитлером в 1933 году все артисты и многие музыканты оперы с еврейскими корнями были уволены, включая ведущих солистов Отто Клемперера и Курта Адлера. Часть репертуара была объявлена «дегенеративным искусством», а дирижеры Фриц Буш и Эрих Клайбер покинули театр в знак протеста против нацистского режима.
Сцена для шпионов
До немецкого воссоединения в 1990 году, Берлинская опера была ведущим оперным театром Восточной Германии. В своей книге профессор Ральф Стабель (Ralf Stabel) пишет о том, что в тем времена многие танцоры сотрудничали с представителями министерства госбезопасности ГДР и следили за своими коллегами во избежание утечки творческих сил на Запад. Согласно сведениям историка, тайными агентами Штази были не только артисты, но и некоторые сотрудники управленческого аппарата и работники билетных касс.
Авангардная слава
Новый сезон в отреставрированном театре откроется достаточно традиционной постановкой Роберта Шумана «Сцены из Фауста Гете» в новой редакции.
Однако среди оперных театров мира Берлинская опера известна как инновационная сцена для современного искусства. Насилие и нагота в здешних авангардных спектаклях – это не редкость.
В этом году знаменитый немецкий режиссер Вим Вендерс поставил здесь оперу французского композитора Жоржа Бизе «Искатели жемчуга»
С маэстро во главе
С 1992 года музыкальным директором и художественным руководителем Берлинской государственной оперы является аргентино-израильский дирижер и пианист Даниэль Баренбойм. В свои 74 года мэтр кажется неутомимым: оркестр по его управлением постоянно выступает со сложной и амбициозной программой концертов, спктаклей и периодических Open-Air-выступлений.