Умберто Эко (1932-2016) известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писатель, в свое время, стал президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.
В наши дни одним из ключевых вопросов, стоящих перед журналистами и лояльными оппозиционерами, является то, насколько мы остаемся честными, поскольку эвфемизмы и тривиализации берут верх над дискуссией? Можем ли мы использовать такие слова, как «фашизм» с полным пониманием значения этого слова в мировой истории? Термин, в конце концов, по прошествии десятилетий после Второй мировой войны нивелировался до банального выражения «фашистская свинья», используемого американскими радикалами для обозначения полицейского, не одобряющего их тягу к легким наркотикам.
Эко рос во времена фашистского режима Муссолини, который «был, безусловно, диктатурой, но не был полностью тоталитарным, не из-за его мягкости, а скорее из-за философской слабости его идеологии. Вопреки распространенному мнению, фашизм в Италии не имел особой философии: «У него, однако, был стиль», способ одеваться – гораздо более впечатляющий, с его черными рубашками, нежели Армани, Бенеттон или Версаче могли когда-либо мечтать. Темный юмор комментария указывает на критический консенсус в отношении фашизма. Как форма крайнего национализма, он в конечном итоге принимает контуры любой национальной культуры.
Может показаться, что само слово теряет смысл, поскольку означает так много разных культурных проявлений авторитаризма по всей Европе и даже в Южной Америке. В Италии фашизм стал возможно первой правой диктатурой, захватившей европейскую страну, и получившей название политической системы. Но Эко озадачен, почему слово фашизм стало синекдохой, то есть словом, которое можно было бы использовать для разных тоталитарных движений.
Фашизм был нечетким тоталитаризмом, коллажем из разных философских и политических идей, улей противоречий.
Хоть Эко и твердо заявляет, что был только один нацизм - фашистская игра может исполняться во многих формах, но смысл игры не меняется. Эко выделяет 14 типичных черт того, что он называл ур-фашизмом или вечным фашизмом. И хотя многие из них противоречат друг другу, достаточно появления хоть одного из перечисленных признаков, что бы, со временем, из него проросло это уродливое явление:
1. Культ традиции. «Нужно только взглянуть на программу любого фашистского движения, чтобы найти там главных мыслителей-традиционалистов. Нацистский гнозис питается традиционалистскими, синкретическими, оккультными элементами».
2. Отказ от модернизма. «Просвещение, эпоха разума, рассматривается как начало современной развращенности. В этом смысле ур-фашизм можно определить как иррационализм».
3. Культ действия ради действия. «Действие, являющееся красивым само по себе, должно быть принято заранее и без какого-либо предшествующего размышления. Мышление - это форма выхолащивания».
4. Несогласие - это измена. «Критический дух делает различия, и отличать это признак модернизма. В современной культуре научное сообщество восхваляет несогласие, как способ улучшить знания».
5. Страх перед различиями. «Первое обращение зарождающегося фашистского движения - это обращение против чужаков. Таким образом, ур-фашизм по определению является расистским».
6. Обращение к социальным проблемам. «Одной из наиболее характерных черт исторического фашизма был призыв к разочарованному среднему классу, страдающему от экономического кризиса или от чувства политического унижения или напуганному давлением более низких социальных групп».
7. Одержимость заговором. «Последователи должны чувствовать себя осажденными. Самый простой способ справиться с всемирным заговором - это призыв к ксенофобии».
8. Враг одновременно и сильный, и слабый. «Постоянным смещением риторического фокуса враги становятся в одно и то же время слишком сильны и слишком слабы».
9. Пацифизм - это торговля с врагом. «Для ур-фашизма нет никакой борьбы за жизнь, но, скорее, жизнь ведется для борьбы».
10. Презрение к слабым. «Элитизм - это типичный аспект любой реакционной идеологии».
11. Все учатся, чтобы стать героем. «В ур-фашистской идеологии героизм - это норма. Этот культ героизма строго связан с культом смерти».
12. Маскулизм и оружие. «Маскулизм подразумевает как презрение к женщинам, так и нетерпимость и осуждение нестандартных сексуальных привычек, от целомудрия до гомосексуализма».
13. Селективный плебисцит. «В нашем будущем есть популизм в области телевидения или Интернета, в котором эмоциональный отклик избранной группы граждан может быть представлен и принят как глас народа».
14. Ур-фашизм использует новояз. «Все нацистские или фашистские школьные книги использовали сокращенный словарный запас и элементарный синтаксис, чтобы ограничить инструменты сложных и критических рассуждений».
Умберто Эко забыл добавить, что это же и признаки коммунизма. Это очень важно, потому что нет разницы между фашизмом и коммунизмом. 14 признаков диктатуры, я бы сказал, анти-демократической направленности личности.
Не претендуя на лавры великого писателя, хотел бы добавить, что в современных условиях Германии все проще. Надо следить за обобщениями. Например "Беженцы сидят на шее у налогоплательщиков". Как только под общим названием понимается каждый конкретный человек (или может быть понят), то произносящий - фашист. За собой надо следить.
Больше подходит всем левым движениям Европы, которые взяли себе на вооружение коммунистические лозунги всеобщего благоденствия.
И готовы повесить на шею трудящихся всех бездельником мусульманского мира
Коммунизм и фашизм - это одно и то же. Не секрет, что левым это подходит. Только вот Ваше высказывание "всех бездельников мусульманского мира", попадает под несколько пунктов этого опуса. Вы - коммунист или фашист?