Вольно-Никольское, Атюрьевский район

Реклама
21-06-2020

СтепашкинВ Вольно-Никольское я хотел попасть лет пять, с тех пор как познакомился с ученым из Сарова, историком, исследователем личности Серафима Саровского Валентином Степашкиным. Оказалось, что он имеет прямое отношение к Мордовии. Его предки жили в Краснослободске и Вольно-Никольском. И до недавних пор у Степашкина была своя собственность и там, и там. Но в минувшем году двухэтажный каменный дом купца Василия Семеновича Степашкина, стоявший в центре Краснослободска, был снесен. Закрывал, видите ли, обзор на новую школу.Сказав «своя собственность», я, конечно, был некорректен. Это в какой-нибудь Англии один род владеет замком со Средних веков. А у нас… А у нас был СССР, как в игре обнуливший все очки, все права на собственность. Потому, конечно, Степашкины ничего не могли и не могут предъявить нынешнему государству. Как и многие, многие, многие другие потомки ТЕХ собственников (кстати, в связи с этим совершенно закономерной можно назвать приватизацию 90-х).Что же Вольно-Никольское? В этом селе, расположенном всего в 18 км от райцентра, поныне остался ряд каменных зданий, построенных предками историка. «Купец первой гильдии Степашкин Семен Иванович для своих земляков в 1903 году построил каменную школу, которая стоит до сих пор, и на ее открытии якобы сказал: «Чтобы все никольские были грамотными, умели читать и писать», — ​пишут атюрьевские краеведы.Вот на школу я и хотел посмотреть. На днях возвращался из Мордовского заповедника, решил сделать небольшой крюк для этих целей. Вообще, ехать в русскую глубинку лучше зимой, когда дороги выравниваются естественным образом благодаря снегу. «Снег России. Национальный проект «Более-менее ровные дороги»… Вольно-Никольское поначалу проехал насквозь, упершись в поле, не заметив на улице Центральной ни единой живой души, а также какого-либо здания, похожего на дореволюционную школу.Пришлось стучаться в крайний дом и допытываться у местного мужика, где же искомая постройка. Оказалось, ориентир — ​весьма приметные почти что развалины церкви. Напротив нее начинается ряд старинных кирпичных зданий. Первое, крашенное с фасада белой краской и с щипцом (так называется полукруглая деталь) над входом, как оказалось — ​бывший клуб. Ему плохо, он страдает: спереди стекла выбиты, штукатурка обваливается, боковые окна заложены. Следующее, крепкое, сбитое, как русский купец, красное зданьице, раньше использовалось и под жилое помещение, и под склад. Сейчас тоже пустует. А вот третье с дороги и не заметишь. Хотя именно ради него я прибыл сюда. Бывшая школа. С фасада заросла кустами сирени и бог знает чем.Вход с синим деревянным крыльцом и надписью «Добро пожаловать!» — ​с противоположной стороны. Осматриваюсь пока внимательно. Окна ветхие (дыры местами заделаны монтажной пеной), цоколь ушел под землю, водосточной системы нет… Вода медленно, но верно губит этот домик. Он сопротивляется, конечно, сделано ведь на совесть…А внутри тепло, значит, не заброшено здание! В первую очередь взгляд упирается в обитую железом и крашенную серебрянкой голландку с чугунной узорчатой дверцей. Справа от нее — ​светлая зала, в центре которой стоит живая украшенная ель. Да и другие помещения украшены бумажными растяжками, мишурой. Как это душевно и мило, по-домашнему смотрится!Я вовремя зашел: две добрые дамы, присматривающие за зданием, уже собирались уходить. А тут они согласились провести для меня экскурсию не только по бывшей школе, но и по той самой церкви напротив. Рассказали, что школу расформировали несколько лет назад из-за малокомплектности (в 2012 году на четырех учеников приходилось три учителя). И теперь в здании — ​клуб, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт (в красном углу, под потрескавшимся потолком, на полочке стоят плакатики с надписями «Личная гигиена» и «В здоровом теле — ​здоровый дух»). А «прилепившийся» к этому зданию домик из такого же красного кирпича, оказывается, был также построен до революции и в нем жил учитель с прислугой. Вот вам и программа «Земский учитель» в действии в царское время… Сейчас в одной половине этого домика живет семья, не имеющая никакого отношения к школе. А вторая половина пустует.Прежде чем переходить к церкви, закончу рассказ о купце Семене Ивановиче Степашкине. Информации о «мордовском» этапе его жизни не нашлось. Но вроде бы именно он из атюрьевского края перебрался в Саратов, где сначала промышлял торговлей спиртом, а затем, купив паровую мельницу на берегу Волги в этом городе, стал крупным дельцом в мукомольном деле. Вот что писал саратовский краевед Евгений Максимов в своей статье о Степашкине: «Мука, производимая на мельнице [Степашкина], высоко ценилась из-за своего качества. Неоднократно мука Степашкина завоевывала золотые медали на международных выставках, а также из его муки пекли хлеб для императорского двора. Качество муки было оценено на международных выставках в Париже (1905 г., серебряная медаль), Брюсселе (1905 г., золотая медаль), Антверпене (1906 г., золотая медаль и Grand Prix). Имелись и отечественные награды. Для перевозки зерна и муки по Волге торговый дом «С. И. Степашкин» имел караван из 10 баржей грузоподъемностью 50–100 тысяч пудов каждая. Пароходов собственных не было, их обычно фрахтовали». В 1900 году Степашкин стал руководителем Городского общественного банка, созданного для кредитования торговой деятельности, и вскоре даже пережил покушение: в него стрелял служащий банка, недовольный повышением (!) жалованья на 10 рублей. Ранение оказалось несерьезным. В Саратове, на берегу Волги, до сих пор стоит знаменитая паровая мельница Степашкина, там сейчас работает местный комбинат хлебопродуктов.Ближе к концу XIX века он приобрел несколько построек на Московской улице Саратова, где разрешалось селиться только дворянам и купцам, и одну из них перестроил под двухэтажный особнячок в эклектичном стиле. Этот дом сейчас является архитектурным памятником и охраняется государством. Семен Иванович, судя по всему, помнил о малой родине, потому то и пожертвовал личные сбережения на постройку школы в Вольно-Никольском.

Реклама
ЭренбергИ не только школы, считают местные жители. Якобы Степашкин частично профинансировал строительство церкви Николы Чудотворца (1898–1904 годы). И здесь самое время рассказать о другой персоне, оставившей свой след в истории Российской империи и мордовского края в частности. Архитектором церкви был Алексей Эренберг, сын скульптора, архитектора, купца второй гильдии Санкт-Петербурга Георга Фридриха (Егора на русский манер) Эренберга, чей род происходил из Риги.Алексей Егорович с 1888-го по 1898 год работал пензенским епархиальным архитектором. (Интересный случай, да? Лютеранин проектирует православные храмы.) И в эти годы в Пензенской губернии, куда входила часть территории нынешней Мордовии, было построено, согласно данным сайта «Храмы России» temples.ru, 29 религиозных объектов: в частности, в Пензе, Саранске (та самая церковь на Посопе), в Каньгушах (ныне — ​Ельниковский район), Краснослободске, Новой Муравьевке, Архангельском Голицыне, Пайгарме, Куликовке и Русской Баймаковке (Рузаевский район), Ромоданове, Кочкурове, Семилее (Кочкуровский район), Большом Азясе (Ковылкинский район). Также он перестраивал церковь Живоначальной Троицы в Саранске (улица Хмельницкого).И тут есть возможное интересное пересечение Эренберг — ​Степашкин! Архитектор еще в конце XIX века разработал типовой проект второклассных церковно-приходских школ, одобренный Синодом. И по этому проекту было построено несколько таких зданий. Почему бы не предположить, что школа в Вольно-Никольском — ​из того же разряда?Алексей Эренберг после работы в Пензенской губернии был переведен в Новгородскую, где встретил революцию и советскую власть, при которой он также поработал по «архитектурной» специальности. Само собой, церкви больше не проектировал. Умер в Новгороде в 1938 году в возрасте 75 лет. Помимо религиозных построек о труде этого человека (и многих других, простых работяг) напоминают и гражданские здания, например, в Санкт-Петербурге. На Звенигородской, 20, стоит бывшее «Словолитное заведение О. И. Лемана». Словолитнями в царское время называли предприятия, разрабатывавшие и производившие собственные шрифты (кстати, лемановское подготовило шрифты для народов, не имевших письменности). На Социалистической, 15, — ​бывший доходный дом. Архитектором этих зданий стал Эренберг.Но вернемся к его творению в Вольно-Никольском, церкви. На многих храмовых руинах я побывал, но такого еще не видел. В трапезной на полу полностью сохранилась оранжево-коричневая плитка, а на потолке — ​необычная металлическая конструкция, напоминающая небесный свод. Да и в самом храме пол (деревянный) уцелел, как и кованые решетки на окнах. Местами видны росписи. И ангелы смотрят на тебя удивленно… Удивительно, но обычно местные крестьяне растаскивают все, что только можно. А здесь… Колокольню только, конечно, раздербанили, сняв колокола. Но это как само собой разумеющееся.Благодаря этой поездке в фундаменте моих взглядов, в частности, на архитектуру (имперскую, советскую, постсоветскую) словно появился недостающий кирпичик, из-за которого ничего не складывалось. А сейчас — ​сложилось. Я ни капли не религиозный человек, но всякий раз, когда вижу церковные руины, исписанные матом фрески, провалившиеся купола… Появляется какое-то чувство несправедливости, кажется, будто подлость победила. Я вижу в этих зданиях не бога, а людей. Людей, потративших столько сил на то, чтобы создать проект, замесить раствор, сделать и привезти кирпичи, выковать решетки, склепать балки, выстроить леса, подняться выше неба и увидеть окрестности такими, какими их раньше видели только птицы. И ведь получалось у этих людей — ​Степашкиных, Эренбергов и тысячи тысяч тех, чьи фамилии мы уже не узнаем — ​красиво и славно, вне зависимости от того, веришь ты в существование кого-то или веришь только в свои силы. Эти постройки — ​вековечный символ Руси, едва ли не единственное связующее звено с нашими предками. Ты смотришь глазами своих «пра-» на постройку, которая стоит здесь уже не одну сотню лет. Постоянство должно быть в нашем мире. И вот это постоянство было разрушено. Заброшено. Вырвано из оконных проемов. Сорвано с куполов. Выкорчевано из пола. Хочется волосы рвать на голове: что же вы натворили? Зачем вы тщательно, сжав губы и винтовки, вымарывали из нашей памяти прежние записи и вымарывали нас из нашего постоянства? Зачем вы заставили забыть все, что было важно раньше?И вот тут самое время вставить тот самый кирпичик. Несколько лет назад еще Виктор Борисович Махаев сказал мне: время окажется безжалостно к тому, что построили советские деятели. Их здания также снесут, про них забудут. Ровно так, как они действовали с наследим царского режима. Поэтому с этой точки зрения ни капли не жалко фасад кукольного театра, мозаику на корпусе МГУ.…Голуби летают под куполом, сохранившим еще краски цвета неба. В незастекленное окно задувает снег — ​целая кучка образовалась. Оборачиваюсь на длинную и широкую пустующую трапезную, угол которой прохудился, давно открыв доступ воде к метлахской оранжевой плитке… Старый пес пытается зайти сюда, но его прогоняют мои проводницы. На улице Центральной в Вольно-Никольском — ​ни души…

Реклама

Статьи по теме

Смотреть всё
Ошибка загрузки данных

Читайте также