После сожжения прочесть
Под знаменем большой эротики Игорь Михайлов Тэги: проза, рассказы, эротика, аутодафе, пушкин, ремарк, модильяни, фрейд, бунин, маркс, канада Рисунки в сборнике пластичны, как у Модильяни, такие же пьяные, плавно-певучие, пряные. Рисунок Каринэ Арутюновой. Иллюстрация из книги «Секс является одной из девяти причин для реинкарнации. Остальные восемь не важны», – иронизировал американский комик Джордж Бернс. Кстати, он, кроме всего прочего, и писатель. А его первая книга называется «Я ее люблю именно поэтому». Поэтому, уподобляясь комику, хочется написать в стиле его первой книги, которую я, увы, не читал: эту книгу я люблю именно поэтому! Первый любовный мотив – «рукописи не горят». Вернее, горят, но любовь – спасительница, она превозмогает страх и смерть. Книга о любви не должна была сгореть – и она не сгорела! Во-вторых, как-то сразу и стихийно хочется заступиться за книгу, тираж которой был уничтожен. Да, как утверждает составительница Наталья Рубанова, сожгли весь тираж. 3000 экземпляров. Цензура-с. Таким образом, сборник любовно-эротических новелл «Я в Лиссабоне. Не одна» встал в один ряд с Талмудом, буллой Лютера, книгами Фрейда, Маркса, Ремарка, Хемингуэя и пр. В этот ряд надобно включить еще второй том «Мертвых душ», если бы автор не сжег его сам. А книга «Я в Лиссабоне. Не одна» восстала из пепла в Канаде. И теперь ее наконец перед сожжением можно прочесть. Третий мотив «я ее люблю именно поэтому» – рисунки Каринэ Арутюновой. Иллюстрации живут в книге какой-то особенной жизнью и, несомненно, являются главным персонажем. Они напоминают пластику Модильяни: такие миниатюры он рисовал в Ротонде за стакан вина... Они такие же пьяные, плавно-певучие, пряные. Возникает ощущение, что они напитаны страстью параджановского фильма «Цвет граната». Кстати, этот фильм тоже подвергли секвестру, его в свое время перемонтировал Сергей Юткевич. Четвертый мотив – чисто эротический. Хотя если следовать логике любителей морали, то почти вся мировая литература, включая Библию, подпадает под маркировку «эротическая». Даже скопца из «Сказки о золотом петушке» Пушкина тянет на сладкое. А что уж о нас, грешных, говорить. Эротика – сок жизни. Без нее нет литературы. Кто же написал эту «вредную» книгу, которую моралисты не допустили до магазинов и уничтожили? Какие такие писатели? Оглашаем список: Валерия Нарбикова, Татьяна Дагович, Вадим Левенталь, Андрей Бычков, Мария Рыбакова, Иван Зорин, Каринэ Арутюнова, Модеста Срибна, Денис Епифанцев, Лия Киргетова, Сергей Шаргунов, Илья Веткин (Шаблинский), Мастер Чэнь, Александр Кудрявцев, Улья Нова, Константин Кропоткин, Татьяна Розина, Вячеслав Харченко, Иван Зорин, Наталья Рубанова. Я в Лиссабоне. Не одна: Новеллы / Сост. Наталья Рубанова. Рис. Каринэ Арутюнова.– Оттава: Accent Graphics Communications, 2020. – 376 с. Открывается сборник рассказами Арутюновой: «Вообще-то он любил блондинок. С их ломкой несоразмерностью, акварельной анемичностью, прозрачностью запястий. «Примавэра, Боттичелли», – бормотал он и пощелкивал суховатыми пальцами, провожая их размытым астигматизмом оком…» Рассказы Каринэ – продолжение ее рисунка, ее ломкой, пьяно-певучей разнузданности и целомудрия. Они напитаны духом Ренуара и Рабле. Впечатляет и начало рассказа Вячеслава Харченко «Сиськи»: «Господи, какие у нее были сиськи…» А тут вот надобно оговориться. Есть эротика и… эротика. Не всегда наглядная демонстрация неких частей тела ею является. Многие авторы ошибочно полагают, что если десять раз употребить в тексте «я вошел в нее», «мы оба кончили», то это очень эротично. Отнюдь, это – механика, инструкция по пользованию коловоротом. А эротика – вот что: «За окном на ветке орал грач…» Это, по памяти, из Бунина. Многим авторам поучиться бы у него – было б меньше всех этих коловоротных инструкций. А что же Рубанова? Сама вдохновительница и виновница всего этого эро-переполоха с аутодафе в России-2014 и чудесным воскрешением книги в Канаде-2020 (сборник переиздан в Оттаве). Ее новеллы под названием «А-эротические кошмartы» аккордно замыкают сборник: «Женечкин силуэт, замаячивший в конце длинного коридора, наложился – игра теней – на силуэт Ольги Павловны, и было это так, с позволения сказать, волнительно, что наша сука даже не нашлась, что и пролаять…» Нет, не зря журнал «Юность» когда-то сделал ее своим лауреатом, а «Независимая газета» присудила премию «Нонконформизм». Наталья Рубанова высоко и гордо держит знамя большой эротики. Во всяком случае, во многом благодаря ее усилиям (как составителя сборника) эта книга и восстала из пепла, как птица Феникс: быть может, и она тоже не одна в Лиссабоне? И эту книгу «я люблю именно поэтому»! Немцы разбираются, кто был большим расистом – Бисмарк или Маркс Олег Никифоров В Германии по заокеанскому примеру разгорается охота на памятники С поправкой на азиатскую эпоху Наталья Рубанова Мастер Чэнь о том, что читатель порой знает, чем закончится роман, а вот сами герои – не знают У нас Кондрат Николаенко Муза и ее Муз Марианна Власова О Пушкине, Самойлове и Донне Анне