Памятник на все праздники жизни
Музей современного искусства "Гараж" представил "Трансформер" Ербосына Мельдибекова Дарья Курдюкова Корреспондент "Независимой газеты" Тэги: музей, современное искусство, гараж, выставка, памятник, трансформер, ербосын мельдибеков Так выглядит инсталляция на площади Искусств перед музеем в Москве. Фото Даниил Анненков © Музей современного искусства «Гараж» «Трансформер» – это памятник-размышление, памятник размышлению Ербосына Мельдибекова об официальной монументальной скульптуре и государственных праздниках в бывших советских республиках Центральной Азии. Изначально этот огромный деревянный конструктор должен был появиться на площади Искусств перед «Гаражом» еще в мае, но по известным причинам мероприятие перенесли. На 12 июня, когда монумент установили, нашлись свои праздники – это День науки в Туркменистане. В московском ландшафте к этому прибавились день рождения «Гаража», ну и День России. К проекту Мельдибекова прилагается список государственных праздников Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Казахстана. От Дня Внутренних войск МВД в Киргизской Республике, от Дня полиции в Казахстане до Дня Рудаки в Таджикистане, от Дня работников судебных органов в Туркменистане до Праздника дыни, арбуза и меда в упомянутом уже Таджикистане. Даты расписаны до конца ноября, пока работа будет стоять на площади, а ее деревянные блоки, открытые всем ветрам, дождям и премудростям нашей погоды, будут претерпевать изменения. Покрываться патиной времени, так сказать. В Казахстане художник родился, учился, чтобы стать скульптором-монументалистом, но в этой сфере, как он рассказал в интервью журналу «Искусство», устроиться не смог. В конце концов занялся современным искусством и давно уже вышел на мировую арт-сцену. Он участвует в выставках и биеннале по всему миру, в том числе дважды в Венецианской биеннале. В первый раз, в 2005-м, выставку в павильоне Центральной Азии в Венеции курировал Виктор Мизиано. Он же делал ретроспективу Мельдибекова «Вечное возвращение», прошедшую в 2015-м в Музее искусств им. А. Кастеева в Алматы. В Москве работы казахского художника тоже видели не раз: в самом начале 2010-х его с братом Нурбосыном Орисом показывал в своей галерее Марат Гельман (недавно подаривший работу Мельдибекова «Мой брат, мой враг» Третьяковке). В середине 2010-х Мельдибеков был экспонентом спецпроекта VI Московской биеннале «Своя земля/Чужая территория», тогда же – участником «Грамматики свободы» в «Гараже». Сейчас его «Трансформера» в рамках программы Garage Square Commission курирует сын Виктора Мизиано – Андрей Мизиано, который во время онлайн-презентации проекта провел artist talk с художником. «Трансформер» – игрушка в 4,5 м высотой. Это блоки разного сечения, что можно насаживать на ось и увенчивать серпом-молотом и разными фигурками. Созданный в 2013 году, поначалу объект был галерейного, почти игрушечного формата. Со временем он монументализировался до масштаба public art, но игровой функции не потерял. Только она здесь – как диагноз, данный художником: история, ее оформление – игрушка в руках идеологии. Задумав «Трансформера», Мельдибеков отталкивался от истории памятников в сквере Эмира Тимура в Ташкенте (этот город, по словам художника, выбран потому, что несколько столетий был фактически центром этого большого региона). Там сменяли друг друга памятники завоевателю Центральной Азии Константину фон Кауфману, Красному знамени, Серпу и Молоту, Маяку мировой революции, Ленину, Сталину, затем на этом месте появилась стела с текстом программы КПСС, потом бюст Маркса, а после распада СССР – Эмир Тимур на коне. «Подготовка к установке некоторых из них заняла больше времени, чем они простояли на площади», – сказал Мельдибеков журналу «Искусство». При этом постамент памятника Кауфману «использовали еще пять раз для новых монументов на том же месте. Его пилили на куски и использовали повторно», комментирует художник в том же интервью. Части «Трансформера» намекают на фрагменты ташкентских памятников. «Трансформер» отражает идею цикличности или зацикленности, когда в угоду политическим поветриям памятники, зеркало политического ландшафта, начинают «переписывать». Этот объект пересоберут пять раз. Он, говорит Андрей Мизиано, – собирательный образ в обоих смыслах. Политический ландшафт, история памятников, памятники, которыми стирают память, история как игрушка политики – частые темы Ербосына Мельдибекова. Что в знаменитом проекте «Семейный альбом», где фоном человеческой жизни становились старые и новые монументы как приметы изменившейся истории. Что в его скульптурах «Автопортрет с моими кумирами». Что, например, в скульптуре «Брежнев-Джакометти», где Мельдибеков сталкивает стилистику скульптора-экзистенциалиста с политическим образом эпохи застоя (отчасти подобно тому, как, например, соц-артист Леонид Соков сталкивал лбами «Шагающего человека» Джакометти с Ильичом в скульптурной группе «Ленин-Джакометти. Встреча двух скульптур»). В связи с «Трансформером» вспоминается относительно недавняя, 2017 года, работа арт-группировки ЗИП «Равновесие с небольшой погрешностью». Это тоже было ироническое размышление о монументах в меняющейся политической истории, о некоем универсальном до абсурда вообще-памятнике-вообще-кумиру-и-вождю. ЗИПы сделали свою работу к 10-летию Винзавода, на его площади, а потом «Равновесие...» было подарено Третьяковке и установлено во дворе здания на Крымском Валу. Прямо через дорогу от «Гаража». Выставка. "Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985" (онлайн-трансляция) Роспотребнадзор не оправдал ожиданий руководителей театров и концертных залов Марина Гайкович Динамика распространения вируса вряд ли позволит запустить сезон с полной загрузкой Европа становится местом преступления Наталия Григорьева В российский онлайн-прокат вышел фильм "Убийства по открыткам" боснийского режиссера – обладателя премии "Оскар" Обсуждали пандемию. Победа осталась за космосом Дарья Курдюкова XXII Международный фестиваль "Интермузей" впервые состоялся в цифровом формате