Не ведают, что творят с Ведами
Новые религиозные движения часто спекулируют на древнем наследии индийской цивилизации Алексей Белов Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист. Тэги: веды, ведизм, кришнаиты, индуизм, бхагавадгита, психология, религия, сознание, общество Соответствовать идеалу «ведической женщины» не так уж и легко. Фото РИА Новости Просторы интернета, а также полки книжных и сувенирных магазинов заполнены «ведическими» темами и атрибутами. Зачинателями, а затем и основными законодателями моды на древнеиндийскую эзотерическую мудрость были миссионеры Международного общества сознания Кришны. В 1993 году на русском языке появилось «Ведическое кулинарное искусство» – поваренная книга кришнаитов. Была выпущена книжечка «Очерки ведической литературы» за авторством Сатсварупы даса Госвами. Вот с этих изданий и начался в 1990-е годы тот ручеек, который превратился ныне в полноводную реку «ведической» моды. Позже к тренду присоединились неоязычники и оперативно предложили доверчивому потребителю «Русские Веды», «Веду Коляды» и тому подобные многочисленные квазифольклорные поделки. Апофеозом этого неоспиритуалистского синкретизма стали одиозные «Славяно-арийские Веды. Сантьи Веды Перуна» за авторством Александра Хиневича, признанные в РФ экстремистской литературой осенью 2015 года. Еще один характерный пример конструирования «ведизма» – деятельность неоиндуистского гуру Свами Вишнудевананда (в миру Валерий Минцев), на протяжении нескольких лет проводившего в Москве «Всероссийские международные конгрессы Адвайта Веданты». Для легитимизации и респектабельности Минцев получил посвящение в индуистском монашеском ордене Джуна акхара, что позволило ему снискать симпатии некоторых религиоведов. В своем монастырском поселении «Дивья-лока» в Нижегородской области, неподалеку от Дивеева, ученики и последователи Свами Вишнудева возвели несколько «ведических храмов». Фактически это были ротонды, крайне простые по конструкции и внутреннему убранству, такими же новодельными были и статуи богов внутри. В 2016 году решением судебных органов эти сооружения были снесены. Гуру и «учителями» нью-эйджа восточного толка создан и раскручивается миф о существовании в далеком золотом веке некоей идеальной «ведической цивилизации», богоцентричной и вегетарианской. В этой мифической эпохе, Сатья-Юге, боги якобы жили бок о бок с людьми, регулярно посещая их в качестве аватар (божественных воплощений). Ведисты славянского разлива также культивируют этот образ, но с поправками в пользу «славяно-русов» как «древнейшей» арийской цивилизации. Индологи vs коучи «В академической индологии, а также в традиционном, ортодоксальном брахманском индуизме термин «ведический» не применяется для обозначения всего, что имеет отношение к современному индуизму, и тем более – к чему бы то ни было вне его. В научном обиходе «ведический» или, чаще, «ведийский» всегда обозначает что-либо, относящееся к эпохе Вед и ведизму (ведийской религии), которая закончилась в Индии уже к середине 1 тыс. до н.э.», – пишет исследователь новых религиозных движений (НРД) неоиндуистского происхождения Сергей Лобанов. Веды – священное писание индуизма, так называемое смрити (букв. «запомненное» – санскр.), по месту и канонической значимости условно сопоставимое с Ветхим Заветом в христианстве. Как для последнего актуален Новый Завет, так и на практике в индуизме изучаются и применяются более поздние, «вторичные» тексты – шрути («услышанное»). Это Пураны, Итихасы (Махабхарата и Рамаяна), Тантры и Агамы. Священный авторитет Вед непререкаем. Собственно Вед как таковых – четыре, с каноническими приложениями и дополнениями. Кришнаиты сакрализуют свое учение и практики авторитетом Вед. Однако на деле пользуются почти исключительно писаниями собственной школы и комментированными в соответствии со своим учением Бхагавад-Гитой (формально – частью эпоса Махабхараты) и Бхагавата-Пураной, объявляя свое учение и толкования «сутью и завершением Вед». Широко используется в аргументации и ряд других поздних писаний типа афоризмов мудреца Чанакьи и «Законов Ману». Собственно же четыре Веды, по сути, не задействованы. Несть числа противоречиям Можно привести длинный список несоответствий учений нью-эйджа с древними ведийскими традициями. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с пропаганды будто бы присущей «ведическим ариям» вегетарианской диеты. Существует соответствующий набор терминов: мамса – мясо на санскрите, мамсахари – мясоед, этому противостоит шуклахари – «питающийся чистым». Так называемое ведическое кулинарное искусство Общества сознания Кришны – лишь сборник рецептов этого НРД, на наш взгляд, не имеющих ничего общего с кухней древних ариев. Даже на фоносемантическом уровне очевидно не столь архаичное происхождение блюд, представленных в поваренной книге кришнаитов, что подтверждает и их рецептура. Например, «сабджи» – персидское название овощей и зелени, «кофта» – прокрученное мясо (хотя кришнаиты придерживаются строгого вегетарианства), «халава» – от арабского названия сладостей (ср. «халва»), кхир – сладкий ароматный рис в молоке, и наконец «гулаб-джамуны» – «сладкие пули», как называл их основатель движения Бхактиведанта Свами Прабхупада. Очевидно, что ничего персидского или арабского – ни кулинарных, ни лексических заимствований не могло появиться в Индии до X–XII веков нашей эры. Что уж говорить о ведийской эпохе! Особенности диеты одного отдельно взятого НРД – это их дело, но кришнаиты когда подспудно, а когда и прямо определяют «ведическую», то есть кухню древних ариев как вегетарианскую. Однако первоисточники – те же Веды и другие памятники, на которые так любят ссылаться кришнаиты, представляют нам иную, вполне «мясоедную» картину. Индолог и переводчик санскритских текстов Андрей Игнатьев в своей статье «Истинные арийцы предпочитают мамса!» пишет: «Из гимнов Ригведы становится ясно, что ведийские арии употребляли в пищу мясо, в том числе и говядину. Забивали прежде всего яловых коров (то есть тех, которые не давали приплода). Мясо варили в котлах. Ели не только говядину, но и конину, баранину, козлятину, буйволятину. Мясо также приносилось в жертву богам, его вкушали и жрецы: «Ведь мне готовят сразу пятнадцать-двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!» (Ригведа X. 86.14)». Аюрведа, используемая кришнаитами, другими неоиндуистскими организациями и движениями – и особенно в нью-эйджерской среде, – действительно традиционная индийская медицина, в основе которой лежат несколько древних и средневековых трактатов практического, в данном случае медицинского значения. Аюрведа – буквально наука о правильной и здоровой жизни, не имеющая прямого отношения к текстам Вед. Эта традиция, вопреки мнению доверчивых клиентов неоиндуистских организаций, также не постулирует необходимость вегетарианства. Один из классических текстов, Чарака-самхита, прямо предписывает употреблять не только мясо, но и алкоголь, также запрещенный кришнаитам: «1.2.31 [23] [Явагу], приготовленная на говяжьем бульоне (гавья-мамса-раса), подкисленная (дадимой), лечит перемежающуюся лихорадку. Для горла – ячменная (ява) каша, приготовленная на топленом и растительном масле с пиппали и амалаки. 1.6.12 Пусть человек ест измельченное мясо обитателей нор и хищников, пьет мадиру (вино), сидху (ром) и мадху (брагу). 1.6.43 Сказано, что после ухода облаков (то есть осенью) следует есть перепелок, куропаток, баранину, оленину, крольчатину, мясо антилопы с рисом шали, ячменем и пшеницей». Этому источнику вторит Сушрута-самхита, утверждая, что говядина – «хорошее средство от астмы, кашля, простуды, хронической температуры, усталости и для быстрого пищеварения; оно очищает (pavitra) и облегчает ветер». «Ведическая астрология» – еще один популярный и коммерчески успешный бренд. Джйотиша (от санскр. jyotis – «свет, небесное светило», то есть «наука света») – индийская астрологическая традиция, одна из вспомогательных дисциплин ведийской религии. Традиционно постулируется ее божественное происхождение. Однако самые древние из сохранившихся трактатов датированы первыми веками нашей эры, а основные тексты, на которые опирается современная астрология, были созданы в раннем Средневековье, то есть в пуранический период. Но самым важным аргументом для клиентов «ведических астрологов» должно послужить мнение всемирно известного и признанного джйотиш-гуру, исследователя и учителя Котамраджу Нарайана Рао. Он принципиально отказался от употребления словосочетания «ведическая астрология», потому что в Ведах астрологии попросту нет: «Слово «ведическая», которое первоначально использовалось для обозначения индийской астрологии, теперь нами отброшено. Великий социальный реформатор прошлого века Свами Дайананда Сарасвати заметил, что в Ведах абсолютно отсутствует какая бы то ни было предсказательная астрология. Использование такого словосочетания как «ведическая астрология» абсолютно неправильно». «Ведическая психология» – не менее модный и востребованный бренд, зачастую идущий в «пакете услуг» от тичеров и коучей. Любому вдумчивому и мало-мальски образованному человеку очевидно, что никакой «психологии» в ведийский период не существовало и в Ведах не присутствует. А что же с «ведической женщиной»? Насколько она соответствует патриархально-елейному идеалу, который представляют в своих лекциях и книгах современные гуру? Увы, и тут едва ли не все с точностью до наоборот. Хотя, как уточняет Андрей Игнатьев, цивилизация ведийских ариев и была патриархальной, «а богини не занимали особого места в пантеоне», «при этом общепризнанный факт, что женщина пользовалась гораздо большей свободой, чем в дальнейшем». «Все женские персонажи, встречающиеся в Ригведе, – это сильные и самостоятельные женщины, проявляющие инициативу в любовных делах, покровительствующие мужчинам или даже безжалостно помыкающие ими», – пишет индолог. Путаница с источниками Апологеты «ведической» культуры и цивилизации, как отмечалось выше, используют для мифотворчества в лучшем случае тексты Пуран и эпоса, «переработанные и дополненные» по собственной прихоти, а также их толкования в своеобразном духе. Но есть один индуистский текст, почитаемый ими чуть ли не как богооткровенное руководство к жизни «по Ведам». Это так называемые законы Ману. Как пишет в одной из своих статей Игнатьев, «некоторые энтузиасты, вдохновленные лекциями небезызвестного Торсунова, даже пытаются строить свою семейную жизнь по заветам легендарного мудреца Ману» (речь идет о последователях «коуча» Олега Торсунова). Они верят, даже не читая переведенный и общедоступный текст, что «Манава-дхарма-шастра» описывает идеал «ведической» женщины и жены, правила жизни «ведической семьи», проповедует вегетарианство. В действительности же Кодекс Ману – один из множества текстов подобного рода, дхармашастр, сборников советов и рекомендаций этического и социального характера. По мнению индологов, «Законы» младше Вед как минимум на тысячу лет, и, оформившись на рубеже тысячелетий, они принадлежат к совсем другой эпохе и культуре, чем Ригведа. Вот для примера выборка цитат из «Законов», демонстрирующая разнообразие и плюрализм индийцев по вопросу вегетарианства (как и многим другим): «Глава 5 32. Кто, почтив богов и предков, ест мясо, купив [его], добыв самостоятельно или получив от других, – не совершит греха. 33. Дважды рожденному, знающему правила, не следует есть мяса вопреки правилам, за исключением крайних обстоятельств, так как, поев мяса вопреки правилам, он после смерти, беспомощный, пожирается теми, которых он сам ел при жизни. 39. Животные самим Самосущим созданы для жертвоприношения, жертвоприношение – для благополучия всего этого [мира]; поэтому убийство при жертвоприношении – не убийство. 42. Дважды рожденный, знающий истинный смысл Веды, убивая животных для этих целей, себя и животных ведет к высшему блаженству. 55. «Меня (mam) тот (sa) да пожирает в будущем мире, мясо которого я ем здесь!» – так мудрецы объясняют значение слова мясо (mamsa). 56. Нет греха в употреблении мяса, спиртных напитков и в плотских удовольствиях – таков образ жизни живых существ; но воздержание от всего этого приносит большую награду». Очевидна основная идея текста – греховен не сам факт мясоедства, но употребление такой пищи лишь ради прихоти и удовольствия. Поздний пуранический индуизм с присущим ему вегетарианским по преимуществу рационом эволюционировал от нормативного и даже сакрализованного мясоедения эпохи ведийских ариев в сторону ахимсы («ненасилие» – санскр.) не в последнюю очередь под влиянием буддизма и джайнизма. «Ложный друг» переводчика с санскрита И немного о «славяноарийских» «ведистах». Да, слово «веда» и его производные одинаково звучат на санскрите и некоторых славянских языках и означают примерно одно и то же – ведание, знание. На этом все сходство и заканчивается, однако «возродителям» славяно-арийско-ведических древностей этого достаточно. Подобно «ведистам» неоиндуистской формации, у их славяно-арийских коллег в качестве древней ведической цивилизации золотого века фигурирует уже не Индостан, а древняя, изначальная Русь. Она или отождествляется с прародиной ариев, либо описывается ее прямой наследницей. Древнерусский язык в этой мифологии – прародитель санскрита и множества, если не всех индоевропейских языков и наречий. «Переводимые с санскрита» мифотворцами топонимы, преимущественно с Русского Севера, имеют отчасти финно-угорское, отчасти славянское происхождение. А если обратиться к научной этимологии того же слова «арья» – это лишь самоназвание древних иранцев и индоариев, не имеющее никакого, ни лингвистического, ни генетического, общего корня со славянами. Словосочетание «славяноарии» – такое же нелепое и безграмотное, как и «шведославяне», «славяногреки», «славяноиспанцы», «славянонемцы» и т.д. Пpeдки славян себя ариями не называли. Нет такого слова в древнерусском и других славянских языках. Слово «арья» («ариец») присутствует только в языках древних иранцев и древних индоариев, соответственно авестийском и ведийском историческом предшественнике санскрита. Kpoме них, «ариями» никто больше себя не называл», – разъясняет Сергей Лобанов. О демократизации без рывков Либеральными поправками некому пользоваться без гарантий политической конкуренции Американская исключительность. Краткая история одного уникального общества Валерий Гарбузов Александр Каньшин: Из армейской святыни не надо делать политического монстра Владимир Мухин Освящение главного храма Вооруженных Сил России состоялось, но пожертвования на его поддержку идут Возможен ли во Франции консенсус полиции и общества Наталия Лапина Власти Пятой республики стремятся избежать нового социального обострения