Le Figaro (Франция): классическая музыка в США — «привилегия» белых и азиатов?
Существует ряд явлений, которые не привлекают внимание СМИ и не являются особенно зрелищными, однако многое говорят о глубинных преобразованиях в нашем обществе. В частности это касается упадка классической музыки в США. Ее аудитория сокращается на протяжении нескольких лет, и ее критикуют за неспособность приспособиться к растущему этническому разнообразию страны. Дошло до того, что ее выживание в долгосрочной перспективе стоит под вопросом. Настоящий символ в социологическом плане: одна из главных культурных практик элиты страны с момента ее основания должна, как говорят, измениться или исчезнуть.
Цифры действительно вызывают тревогу: по данным недавнего исследования, число людей, которые хоть раз за год были на концерте классической музыки, сократилось с 13% в 1982 году до 8,6% в 2017 году. Кроме того, с 1982 по 2002 год число зрителей моложе 30 лет уменьшилось с 27% до 9%. Параллельно с этим наблюдается снижение общего числа любителей среди населения: в 1992 году 4,2% взрослых американцев говорили, что умеют играть на музыкальном инструменте, а в 2008 году их было всего 2%. Что касается продаж альбомов, хотя за последние два года ситуация немного улучшилась, общий спад в долгосрочной перспективе не вызывает сомнений. Страна до сих пор может похвастаться одними из самых знаменитых в мире оркестров (Чикагский симфонический оркестр и Лос-Анджелесский филармонический оркестр), от вопроса об общем упадке уже не отвертеться.
Специализированная пресса объясняет все целым рядом причин: опирающаяся в основном на частные средства экономическая модель, сокращение учебных программ в школе, конкуренция со стороны более популярных среди молодежи жанров.
В такой ситуации классическую музыку призывают переосмыслить себя. По словам специалистов, одна из главных проблем в том, чтобы изменить сложившийся имидж: ее считают «слишком белой». По данным за 2016 год, в оркестрах было всего 1,8% афроамериканцев и 2,5% латиноамериканцев. Кроме того, исполняемые на концертах произведения являются в подавляющем большинстве случаев работами композиторов европейского происхождения, что в США считается недостаточно «инклюзивным». Так, газета «Сан-Франциско Кроникл» недавно выразила сожаление о том, что городской симфонический оркестр представлял в сезоне 2017-2018 года исключительно произведения белых мужчин.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.