Кровавое пиршество гайдамаков в Умани

Реклама
22-06-2020

Утром 21 июня 1768 года в Умани воздух пах порохом. Осаждавшие город гайдамаки стояли вплотную у крепостных стен. То и дело раздавались пушечные выстрелы, в стане обороняющихся царило смятение. Отряд сотника Ивана Гонты – главной надежды защитников Умани – перешел на сторону противника. Судьба города фактически была решена. Тем не менее, без боя поляки, евреи и униаты, державшие оборону города, сдаваться не собирались. Заняв позиции у бойниц городских стен, они готовились дать отпор противнику.

«И разом – сто конфедераций»

Умань входила в состав Речи Посполитой, находившейся в то время на грани гражданской войны. Причиной конфликта стал вопрос о правовом статусе христиан, не принадлежащих католической конфессии. Они подвергались в польском государстве жесткой дискриминации. Это вызывало сильное недовольство соседей Польши – Российской империи и Пруссии. 24 февраля 1768 года король Станислав-Август подписал с Россией Варшавский договор, в соответствии с которым православным и протестантам предоставлялись равные с католиками права.

Реклама

Радикально настроенные представители шляхты посчитали, что это окончательно превращает Польшу в российский протекторат. Неделю спустя после подписания «Трактата о вечной дружбе» противники короля Станислава-Августа создали в городе Бар, расположенном на территории современной Винницкой области, собственную конфедерацию. В противовес уже существовавшим Слуцкой, Торуньской и Радомской. Ситуация в Речи Посполитой становилась все более запутанной. «И – разом сто конфедераций», как писал в поэме «Гайдамаки» Тарас Шевченко.

Власти Барской конфедерации сразу же начали жестко преследовать православных священников, разорять православные монастыри и храмы. Ответом на это стало восстание гайдамаков – украинских крестьян, к которым присоединились отдельные отряды запорожских казаков. Оно вошло в историю под названием Колиивщина. В мае 1768 года восставшие под руководством Максима Железняка заняли юго-восточную часть киевского воеводства и стали продвигаться на запад. Среди гайдамаков ходили слухи о том, что российская императрица Екатерина II подписала грамоту с призывом к убийству поляков и евреев.

Реклама

Между православным молотом и католической наковальней

Казалось бы, какое отношение имеют евреи к конфликту между католиками и православными? На этот вопрос можно ответить по-разному. Во-первых, евреи были арендаторами принадлежащих польским аристократам земель и непосредственно контролировали работу возделывавших ее украинских крестьян. На этой почве часто возникали конфликтные ситуации. Во-вторых, образ евреев как «врагов Христовых» был прочно укоренен в массовом сознании. Особого повода для погрома и не требовалось. За век до начала Колиивщины, во времена Хмельничины на территории современной Украины были целенаправленно уничтожены около 40 000 евреев. Хотя и восстание запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого было направлено, прежде всего, против владычества польской шляхты.

В июне 1768 года гайдамаки под предводительством Максима Железняка заняли сразу несколько областей Правобережной Украины. Войска конфедератов не оказывали им серьезного сопротивления. На захваченных восставшими территориях происходили жестокие убийства поляков и евреев. Несколько городов – в том числе, Смела, Корсунь, Тульчин, Фастов – были сожжены. Гайдамаки вешали на одном дереве поляка и еврея, оставляя табличку: «Лях, жид и собака – вера однака». Оставшиеся в живых обитатели разоренных городов бежали в крепости, находившиеся под властью конфедератов. Наиболее защищенной из них считалась Умань.

Реклама

С начала июня сюда стали стекаться подводы с беженцами из охваченных восстанием районов. Ведущий в город тракт вскоре был полностью забит. Несколько десятков возов, в которых находились еврейские семьи и их скарб, стояли недалеко от городских ворот и в тот день, когда повстанцы вплотную приблизились к Умани. Гайдамаки перебили всех, кто попался им под руку, не щадя ни женщин, ни детей.

Из пушки по синагоге

Несмотря на значительное численное превосходство – после перехода отряда Гонты на сторону восставших силы конфедератов сильно поредели – гайдамаки не спешили идти на штурм крепости. Для того, чтобы избежать боя, они решили прибегнуть к хитрости. Гонта был крестным отцом сына губернатора Умани Рафала Младановича. Используя это, переметнувшийся на сторону восставших сотник смог уговорить шляхтича сдать город без боя, пообещав не допустить кровопролития. Существует также версия, в соответствии с которой Гонта смог договориться и с раввином Умани об отказе евреев от сопротивления. От имени общины раввин якобы пообещал предоставить гайдамакам одежду и обувь, а Гонта взамен гарантировал евреям безопасность.

Реклама

Так или иначе, в середине дня 21 июня защитники крепостных стен начали покидать свои позиции, и гайдамаки вошли в Умань практически без боя. Однако, если Гонта и давал какие-то обещания, выполнять их никто не собирался.

В захваченном городе сразу же началось жестокое избиение евреев. Как писал в той же поэме «Гайдамаки» Шевченко: «На, лукавый, на, поганый, на, свиное ухо! За ударами удары посыпались глухо». У евреев, приготовивших выкуп, принимали ценности, и затем тут же убивали. Те, до кого гайдамаки еще не успели добраться, бросились искать укрытие в главной городской синагоге. Вскоре там собралось около 3000 человек. Некоторые мужчины были вооружены. История сохранила имена руководителей защиты синагоги – это были Лейб Шаргородский и Моше Менакер.

Гайдамаки попытались с ходу смять линии обороняющихся, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление. Несколько нападавших было убито. В романе «Уманская резня» русский писатель Григорий Данилевский так описывает происходившее: «Вооруженные ружьями мужчины усердно стреляли из окон, от непривычки подпаливая себе бороды и пейсы. Ой, Боже ж наш, Боже! – вопили в переполненной синагоге остальные евреи, прикладывая бледные, изуродованные от страха лица к священным свиткам».

Реклама

Решив не ввязываться в дальнейшее сражение, гайдамаки подкатили к синагоге пушку и выстрелили по ней прямой наводкой. Часть здания обрушилась, погребя под собой сотни людей. Оставшихся в живых евреев гайдамаки безжалостно добивали. «Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге повыше порогов, — писал уцелевший очевидец погрома, записки которого были опубликованы в журнале «Киевская старина» в 1895 году. – Потом буяны вынесли из синагоги все свитки Торы, разложили их по улицам города и верхом проезжали по ним».

Почему рабби Нахман из Брацлава похоронен в Умани

Истребив большинство еврейского населения Умани, гайдамаки принялись с той же жестокостью уничтожать поляков. Их закалывали, вешали, сбрасывали с крыш костелов. Хоронить убитых Гонта запретил. Трупы евреев и поляков сбрасывали в колодцы или оставляли на обочинах дорог на съедение животным. Гонта выполнил лишь минимальную часть данных им обещаний: он не допустил убийства своего крестника Павла Младановича – сына губернатора Умани. От прочих данных им слов он с легкостью отказался.

Реклама

Вакханалия в Умани продолжалась несколько дней. В итоге гайдамаки вырезали около 20 000 поляков и евреев. Слова «геноцид» тогда не существовало, но назвать по-другому происходившее в Умани в те дни как-то сложно.

Уманская резня запечатлелась в массовом сознании евреев как небывалая по своим масштабам трагедия. Именно поэтому рабби Нахман из Брацлава, заболев чахоткой, в предчувствии близкой смерти, решил переселиться в Умань. «Души умерших там за веру ждут меня», — говорил он. Как известно, в наши дня могила рабби Нахмана из Брацлава является местом массового паломничества, что приносит жителям Умани немалый доход. Она находится рядом с могилами тех жертв Колиивщины, кого все же удалось захоронить после того, как гайдамаки покинули город.

Уманской резней восстание гайдамаков фактически и завершилось. Россия, обеспокоенная вероятным распространением бунта на левобережную Украину, направила на территорию Речи Посполитой свои войска. Отряды гайдамаков были разбиты, их предводители взяты в плен. Максима Железняка били плетьми, вырвали ему ноздри, клеймили и сослали на каторгу в Сибирь. Иван Гонта был выдан польским властям, которые предали его мучительной казни.

Реклама

«Памятник предводителям народно-освободительного восстания»

Спустя 4 года после Уманской резни, в 1772 году, произошел первый раздел раздираемой внутренними противоречиями Речи Посполитой. Ее территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Вслед за этим в последующие десятилетия было совершено еще два раздела Речи Посполитой. В результате третьего, происшедшего в 1795 году, Польша окончательно утратила свою государственность, которая была восстановлена только по окончании Первой мировой войны.

В еврейскую и польскую историю Колиивщина вошла как трагедия. В современной Украине восстание гайдамаков оценивается по-другому и является предметом общественной дискуссии. В 2015 году установка памятника Железняку и Гонте в Умани вызвала жаркие споры и протесты со стороны еврейских организаций. Зато в советские времена, когда горсовет Умани принял соответствующее решение, никакого скандала не возникло. Никто не возвысил публично голос, когда в 1968 году на одной из городских площадей появился камень с высеченной на нем надписью: «Здесь будет сооружен памятник Максиму Железняку и Ивану Гонте — предводителям народно-освободительного антифеодального восстания 1768 года». В Большой Советской энциклопедии, в посвященной Колиивщине статье не содержалось ни намека кровавые погромы, учиненные борцами с «феодально-крепостническим, национальным и религиозным гнетом шляхетской Польши». А в статье, посвященной Иване Гонте, отмечались исключительно его «ум и энергия».

Борис Ентин, «Детали». На фото: паломники на могиле рабби Нахмана.
Фото: Nahoumsabban, CC BY-SA 3.0, Wikimedia commons˜

Реклама

Статьи по теме

Смотреть всё
Ошибка загрузки данных

Читайте также