Кино в эпистолярном жанре. В прокате – немецкий фильм «Любовь между строк»
Наталия Григорьева Тэги: кино, германия, премьера, прокат Иногда можно влюбиться, не разу не увидев избранника. Кадр из фильма Мелодрама Ванессы Йопп снята по роману Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра» – примерно так переводится и оригинальное название картины. Впрочем, ее сюжет – действительно история любви между строк, в письмах. Именно они, озвученные закадровым текстом, становятся едва ли не главным действующим лицом. Что касается центральных персонажей, то их играют актеры Нора Чирнер и Александр Фелинг, а в одной из эпизодических ролей снялась звезда вышедшего недавно на Netflix сериала «Фрейд» Элла Рамф. Лингвист Лео (Фелинг) переживает очередное расставание со своей девушкой – на этот раз она сообщает ему, что завела роман с испанским летчиком. Погруженный в тяжелые мысли, мужчина сперва не обращает особого внимания на присланное ему по ошибке электронное письмо от некой фрау Эммы Ротнер (Чирнер), в котором та просит издательство отменить подписку на журнал. Оказывается, два адреса отличаются одной лишь буквой, и Эмма упорно продолжает делать ошибку. В итоге Лео все-таки отвечает, чем кладет начало долгой, растянувшей на месяцы переписке двух незнакомых людей, которым предстоит выяснить, можно ли влюбиться друг в друга вслепую и пожертвовать реальной жизнью в обмен на возможное счастье с тем, кого никогда не видел. «Любовь между строк» – классическая романтическая история, в чем-то старомодная, учитывая, что события развиваются в наши дни. В 1998 году, когда на экраны вышла картина «Вам письмо» с Томом Хэнксом и Мег Райан, можно было легко представить, как двое переписываются по электронной почте и понятия не имеют, кто сидит по другую сторону монитора. В век соцсетей любой человек перестает быть невидимкой, и удержаться от желания мгновенно загуглить собеседника практически нереально. Лео и Эмма, точнее, Эмми, как зовет ее он, в этом смысле ведут себя предельно романтически, отказываясь от цифровых поисков информации друг о друге и доверяя лишь рассказанному собеседником. Неправдоподобно, но зато кинематографично. Несмотря на то что действие на экране сведено к минимуму – значительную часть времени герои сняты смотрящими в экраны ноутбуков и мобильных телефонов, – сюжет ближе к финалу превращается чуть ли не в любовный триллер. Впрочем, и само повествование не совсем уж статично: и у Эмми, и у Лео продолжается реальная жизнь за пределами переписки. Она не скрывает, что замужем, он рассказывает про сестру (Рамф), маму и покинувшего их отца, про ту самую девушку с испанским летчиком, которую он считал любовью всей жизни. Понятно, что электронный роман заставляет обоих сомневаться в том, что казалось незыблемым. И вместе с тем, несмотря на растущие чувства друг к другу, бояться встречи. Подобная история не то чтобы нереальна – возможно, как раз таки всеобщая усталость от невозможности благодаря интернету быть загадочным и невидимым, от возможности не только написать, но и, например, позвонить с видео может подтолкнуть людей к желанию вернуться в прошлое и вести переписку так, как будто бы письма бумажные (или хотя бы телефоны кнопочные и без камер). Экранизировать роман в эпистолярном жанре видится задачей не из легких, ведь на бумаге написанные диалоги мало отличимы от произносимых, чего не скажешь об экране. Тем более что, пожалуй, нет более коварного и способного уничтожить любую, даже самую хорошую задумку киноприема, чем закадровый текст. Здесь же он занимает большую часть времени, но, напротив, позволяет актерам сыграть на мельчайших деталях и минимальных движениях, мимикой и жестами, молча и в то же время многословно. Так что надо отдать должное и режиссеру, сумевшему сделать по большей части статичный материал динамичным, и артистам, «вытянувшим» эту тишину и подстроившимся под ритм, задаваемый в основном стуком клавиш. Старая история про большую грудь и такую же любовь Алла Хемлин Монолог женщины, которая не смогла сдать бутылки Вхождение в область свободы Юрий Татаренко Олеся Николаева о видении новых смыслов и о том, в какие моменты эмпирическое совпадает с онтологическим 31-й «Кинотавр» объявил программу Наталия Григорьева Фестиваль пройдет в сентябре и сделает ставку на деловую программу ФРГ модернизирует бронетанковый парк